Создание цветочных аранжировок
Создание из цветов, комнатных растений, веток деревьев и кустарников и различного природного материала художественных изделий и живописных композиций называется аранжировкой.
Цветочная аранжировка выполняется по тем же правилам, что и цветочное оформление. Цветы должны гармонировать по окраске и распределяться в соответствии с их размерами. Основным фоном во всех аранжировках является зеленый цвет (зелень). Художественное изделие (живописная цветочная композиция) нельзя создавать по шаблону. Как всякое произведение искусства, оно всегда оригинально и неповторимо.
Самый распространенный вид цветочной аранжировки-букет-художественно подобранная группа срезанных цветов. Выбор растений и величина букета зависит от его назначения. К юбилею, например, хороши букеты из крупноцветных садовых видов-индийских хризантем, гвоздик, роз, георгин, тюльпанов, гладиолусов, нарциссов. На свадебных торжествах обычно преобладают белые и нежно-розовые тона. Оранжевые цвета уместны при радостном событии в жизни юноши или девушки, например, успешном окончании школы.
Наиболее распространены средние по величине букеты, включающие два-четыре вида цветочных растений или разноколерные сорта одного и того же вида. В верхней части подобранной группы размещают цветы с длинными соцветиями (гладиолусы, мальву, дельфиниум), в средней-с округлыми и крупными венчиками или корзинками, внизу-с мелким, свисающими.
Количество цветков в букете должно быть нечетным (3-15 для крупноцветных видов)-это подчеркивает ассиметричность, свойственную окружающей природе. В нем обязательна зелень-декоративно-лиственные летники или листья папоротника, каллы, пальм, веточки хвойных пород. Легкость букету придают стебельки аспарагуса и гипсофилы (перекати-поле), побеги тамарикса, султаны скумпии.
Букеты можно использовать и для другого вида аранжировки-украшения ваз. Последние могут быть высокими и плоскими, широкими и узкими, специальными упрощенными (салатницы, тарелки, пиалы), прозрачными (хрусталь, стекло) и непрозрачными (керамика, фарфор, окрашенное стекло). Желательны вазы простой формы и скромной окраски. Это позволяет сосредоточить внимание наблюдателя не на сосуде, а на цветах.
Для вазонных букетов цветы срезают рано утром в сухую погоду острым ножом или секатором. Срез должен быть косым, чтобы его поверхность не соприкасалась с дном сосуда. Дольше сохраняются цветы, срезанные в фазе окрашенного или лопнувшего бутона, а у видов с длинными соцветиями-когда распустилось один-два цветка.
Нужно помнить, что не всякие цветы можно содержать вместе в одной вазе. Например, ландыш ускоряет увядание нарциссов, фиалок, сирени; резеда-многих летников.
Очень практичны для ваз зимние букеты, составленные из сухоцветов (бессмертников) и декоративных трав (ковыль, земляной миндаль, трясунка, эрагротис). Они долго сохраняют декоративность. Их можно разнообразить оригинальными веточками: с яркими плодиками (кизильник, рябина, парковые розы, снежно-ягодник), сережками (лещина, береза), шишками (ольха), шариками (платан). Хороши для таких букетов разноцветные осенние листья, качалки рогоза, искусственные цветы. Весной вазу неплохо украсить веточками цветущих кустарников и деревьев-форзиции, сирени, калины-бульденеж, черемухи, миндаля, персика, абрикоса, айвы японской, яблони.
Большие керамические или гипсовые вазы часто используют под долговременные букеты, заполняя грунтом и помещая в них красивоцветущие комнатные растения (с комом земли) или высевая семена летников. Для аранжировки корзин, искусно сплетенных из ивовых прутьев, крашенного луба, полиамидных нитей и других материалов, используют как срезанные, так и комнатные цветы. Первые устанавливают в небольшую емкость с водой или во влажный мох. Вторые вынимают из горшков вместе с почвой и выращивают в грунте, которым предварительно наполняется нижняя часть корзины.
Самым экономным и очень привлекательным видом аранжировки является композиция, представляющая собой миниатюрную пейзажную картинку. Ее выполняют из небольшого числа цветов, веточек, шишек сосны или ели, птичьих перьев, красивых камней, свечей. Основной (подставкой_ для нее обычно служат низкие вазы, салатницы, хлебницы, но можно использовать и более простой, но эффектный материал-коряги, причудливые корни, вулканический туф, куски шлака, грибы-трутовики, пенопласт, поролон. Отдельные части композиции скрепляют специальными металлическими наколками, пластилином, мягкой проволокой, расщепленными палочками, а затем маскируют держатели галькой, небольшими камешками, цветным песком, коконами, бусами. Подставка и маскировочный материал обязательно должны гармонировать с главными элементами пейзажной композиции, образуя с ними единое целое.
В Японии техника составления композиций, имеющая более чем тысячелетний опыт, достигла высокого совершенства, превратилась в общенародную традицию и нашла отражение в искусстве икебана (живущие цветы).
К цветочным аранжировкам относятся также венки и гирлянды. Венки имеют овальную или округлую форму. Их выполняют на каркасе из проволоки, используя облиственные веточки лавра, магонии, камелии, аукубы, хвойных пород, различные цветы. Гирлянды-своеобразная цепь из цветов, основой которой служит крепкий шпагат или гибкая проволока. Для декорации стен их делают плоскими, для развешивания посредине помещений-округлыми.